Москва

28 сентября 2023 г.

Объем инвестиций в ресторанный бизнес стремительно сокращается

Спрос на приобретение помещений под заведения общественного питания снижается

Сегодня инвестиционный спрос на коммерческую недвижимость растет. Однако он никак не повлиял на помещения для заведений общественного питания. Особой популярностью пользуются офисные, складские и торговые площадки. В то время как спрос на помещения для кафе и ресторанов снизился на 22%. Аналитики связывают данные изменения со значительным подорожанием. Что касается владельцев недвижимости, рестораторы, которые все еще пытаются адаптироваться к новому кризису, принадлежат к группе рискованных арендаторов.

 

Аналитики «Avito Недвижимость» приводят любопытную статистику, касаемо инвестиционного спроса на коммерческие помещения с различным применением. Так, если смотреть период с 06.2022 года по 07.2023, можно уверенно говорить о росте спроса. На производственные площади спрос вырос на 12%, на торговые – на 18%, на складские – на 28%, на офисные – аж на 26%. Такие значения можно объяснить тем, что доходность с инвестирования в жилую недвижимость стала меньше, поэтому люди перепрофилировались на коммерческую. Это вполне логично, ведь доходной аренды жилых помещений составляет всего 3-5% в год против 9-11% коммерческой. Люди, которые умеют зарабатывать деньги, всегда подстраиваются под новые рыночные условия.

 

По данным Авито, единственный сегмент, где за год спрос снизился на 22%, – это помещение для заведений общественного питания. И это вполне естественно, ведь всегда в кризисные времена потребители прибегают к сокращению расходов, второстепенных по своей важности. Ресторанный бизнес в такой ситуации оказывается самым уязвимым. Ведь прожить без посещения общепита довольно просто.  По расчетам Focus Technologies, в первой половине 2023 года посещаемость московских заведений общественного питания ниже на 3-5%, чем два года назад.

 

Ситуация с помещениями под заведения общественного питания особенно сложная, поскольку они преимущественно большие и стоят дорого. При наличии возможного риска закрытия ресторана или кафе арендатор рискует потерять прибыль. А найти нового арендатора в кратчайшие сроки вряд ли получится.

 

По данным Avito, за год стоимость помещений под заведения общественного питания выросла на 49%. И это происходит даже в условиях пониженного инвестиционного спроса со стороны на коммерческие помещения под предприятия общепита.

 

За последнее время на рынке появилось большое количество стрит-ритейла в новостройках. Возможно, именно с этим связан такой скачок цен, ведь в новых домах любые площади стоят гораздо дороже, чем на вторичном рынке.

 

По данным Avito, в июле 2023 г.  спрос на аренду помещений под общепит снизился на 17%, в сравнении с июлем 2022 года. При этом мы наблюдаем рост спроса на коммерческие помещения другой направленности на 16-26%.

Арендаторы вновь начинают интересоваться коммерческой недвижимостью, но докризисные показатели спроса еще не достигнуты

До последних мировых событий, неизбежно спровоцировавших кризисную ситуацию и на рынке, недвижимости помещения под общепит арендовали преимущественно крупные иностранные сети. Часть из них ушли с российского рынка полностью. Есть и те, которые стали управляться местным топ-менеджментом. Но, естественно, потребовалось изменение бизнес-процессов, которое продолжается до сих пор. Так, в марте 2022 года DP Eurasia отказалась инвестировать на российский рынок. Речь идет о сети пиццерий Domino’s. Сначала просто сократилось количество точек. Сейчас же руководство компании всерьез говорит о начале процедуры банкротства всего бизнеса DP Eurasia на территории России. Польский Amrest год назад продал Pizza Hut  компании  «Ной-М», которая переименовала заведения в «Пицца Н». Многие крупные иностранные рестораторы, такие как Mcdonald’s и Starbucks, продали свой бизнес в России.

 

Сейчас цена входа на рынок общественного питания для новых игроков значительно выросла из-за роста цен на продукты питания, арендных ставок и обострения проблемы с нехваткой персонала.

Эксперты предполагают, что к концу текущего года спрос на аренду торговых  помещений со стороны рестораторов будет восстановлен. Ведь с осени начался новый деловой сезон. Логично сделать заключение, что для роста выручки в отрасли необходимо восстановление покупательской способности.

 

Управление торговыми центрами

Управление ТЦ "Северное сияние"

г. Москва, 18000 кв.м.

Управление ТЦ "Московский проспект"

г. Воронеж, 60000 кв.м. (см. в кейсе по управлению коммерческой недвижимостью)

Брокеридж и управление арендными отношениями

Московский Завод Кристалл г. Москва, 90000 кв.м. В кейсе двукратное повышение арендного потока

Проектирование торговых помещений

Реализованный инвестиционный проект в ТРЦ

Строительство в торговом центре

(см. в кейсе по управлению коммерческой недвижимостью)

Апартаменты – осторожные инвестиции. О...

16.10.2023
Апартаменты – осторожные инвестиции. Основные за и против. Долгострой и двойные продажи: основные риски при п ...
читать далее

Крупнейшие продажи торговых центров в 21 век...

08.10.2023
Москва 08 октября 2023 г. Крупнейшие продажи торговых центров в 21 веке 2022 – 23 годы ознаменовались распродажами ...
читать далее

Инвестиции в недвижимость Крыма наращивают о...

07.10.2023
Крым 07 октября 2023 г. Инвестиции в недвижимость Крыма наращивают обороты Крым планирует показать свою силу на рын ...
читать далее

Инвестиции в недвижимость Краснодарского кра...

02.10.2023
Москва 02 октября 2023 г. Инвестиции в недвижимость Краснодарского края. Кто не успел, тот не опоздал. Стоимость кв ...
читать далее

Список сравнений