Москва

19 сентября 2023 г.

Столовая в бизнес-центре - надёжная инвестиция и стабильный доход.

Больше здание - лучше столовая

При строительстве или реконструкции бизнес центра не каждый девелопер готов заложить в проекте такую инфраструктурную опцию, как столовую, особенно большую столовую, требующую, как правило, не подвального помещения, а помещения на 1 этаже, и, желательно, с отличным видом из окон или даже с террасой или большим балконом.

Присутствие в бизнес-центре столовой, независимо от класса здания, – это необязательная составляющая БЦ, но тем не менее одна из важных составляющих успеха в заполняемости арендаторами.

Понятие «корпоративная столовая», ранее являющаяся обязательным атрибутом всех бизнес-центров класса А, становится больше актуально для относительно больших бизнес-центров класса В и С. При этом рентабельность столовых, однозначно, на стороне этих классов. Стоимость обеда, как правило, в зданиях разного класса не сильно отличается. А вот ставка аренды помещения под столовую или готовой столовой может бы в 2-4 раза выше.

Почему девелоперы не хотят строить помещения под столовую

Корпоративные столовые не приносят денег, по мнению девелоперов. Затраты на строительство площади под столовую значительно выше, чем стоимость строительства площади аналогичного размера под офис. Потолки, как правило, в столовой выше. Желательно наличие террасы или балкона. Обязательное наличие приточно-вытяжной вентилляции и специальной вытяжки для общепита, наличие высокой выделенной электрической мощности не менее 80 кВт для современного оборудования с низким потреблением электричества, выводы воды и канализации, жироуловители – всё это добавляет расчетную стоимость аренды квадратного метра площади под столовую. При этом, как правило, все потенциальные арендаторы желают получить сниженную арендную ставку, аргументируя это заведением в бизнес центр инфраструктуры, необходимой всем арендаторам. А многие арендаторы столовых и вовсе предпочитают снять столовую с готовым ремонтом и оборудованием, особенно если бизнес центр находится на начальной стадии сдачи помещений в аренду и при наличии большого количества свободных площадей.

арендаторы выигрывают

И всё же столовые нужны бизнес-центрам. Даже если девелопер изначально не запланировал в проекте или реконструкции столовую, желание потенциального крупного арендатора становится законом. Наличие столовой в бизнес-центре потенциальный большой арендатор, особенно якорный арендатор, может захотеть прописать в договоре, как обязательное условие, которое собственник помещения должен выполнить в обозначенные в договоре аренде помещения сроки.

Почему спрос на помещения под столовую зачастую превышает предложение? И какой договор аренды помещения нужно заключать?

Этот вопрос тем более интересен при всеобщем позиционировании бизнеса столовых как низкомаржинального. С учетом общего мнения, возможно намеренно заниженного, столовые корпоративного питания должны выходить на окупаемость не ранее 4-го года с начала аренды помещения. Соответственно, договор аренды помещения желательно заключать долгосрочный. Почему желательно? Потому что очень мало профессиональных собственников коммерческой недвижимости готовы заключать долгосрочные договоры аренды.

На самом деле маленькие помещения под столовые зачастую могут окупиться и за год и меньше! Конечно, при условии отсутствия конкуренции.

плюсы бизнеса столовой

А теперь о плюсах, которые перекрывают все сомнения и все разговоры от низкомаржинальности. Стабильность дохода. Это главное. «Война войной, обед по расписанию». И, конечно, отсутствие затрат на рекламу и маркетинг! Да, и если Вы подписали долгосрочный нерасторгаемый договор аренды помещения, или Вы собираетесь купить помещение под столовую и наладить её работу, то при продаже арендного бизнеса такой ГАБ может цениться даже выше ГАБа в торговых помещениях с торговыми сетями, которые легко расторгаются, как только, так сразу, как говорится. Не сомневайтесь. Вложения в бизнес столовых – это хорошие инвестиции.

Елена Милославская
Управляющий коммерческой недвижимостью

Управление торговыми центрами

Управление ТЦ "Северное сияние"

г. Москва, 18000 кв.м.

Управление ТЦ "Московский проспект"

г. Воронеж, 60000 кв.м. (см. в кейсе по управлению коммерческой недвижимостью)

Брокеридж и управление арендными отношениями

Московский Завод Кристалл г. Москва, 90000 кв.м. В кейсе двукратное повышение арендного потока

Проектирование торговых помещений

Реализованный инвестиционный проект в ТРЦ

Строительство в торговом центре

(см. в кейсе по управлению коммерческой недвижимостью)

Апартаменты – осторожные инвестиции. О...

16.10.2023
Апартаменты – осторожные инвестиции. Основные за и против. Долгострой и двойные продажи: основные риски при п ...
читать далее

Крупнейшие продажи торговых центров в 21 век...

08.10.2023
Москва 08 октября 2023 г. Крупнейшие продажи торговых центров в 21 веке 2022 – 23 годы ознаменовались распродажами ...
читать далее

Инвестиции в недвижимость Крыма наращивают о...

07.10.2023
Крым 07 октября 2023 г. Инвестиции в недвижимость Крыма наращивают обороты Крым планирует показать свою силу на рын ...
читать далее

Инвестиции в недвижимость Краснодарского кра...

02.10.2023
Москва 02 октября 2023 г. Инвестиции в недвижимость Краснодарского края. Кто не успел, тот не опоздал. Стоимость кв ...
читать далее

Список сравнений