Прием и ввод в эксплуатацию объектов осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами: Гражданским кодексом РФ, Постановлением Совета Министров СССР от 28.01.1981 г. №105 “О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов”, СНиП 3.01.04-87 “Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения”, и также иными региональными и местными нормативными актами органов власти..
Управляющая/эксплуатирующая компания может приступить к работе на объекте на разных этапах его готовности. Рассмотрим варианты:
Если здание еще не спроектировано, а у собственника имеется только земельный участок под застройку, то собственник может выбрать один из двух путей. Во-первых, он может поручить создание концепции развития объекта и поиск арендаторов консалтинговой или управляющей компании, которая впоследствии займется управлением объекта, либо доверить эксплуатацию недвижимого имущества одной компании. Это гарантирует более надежную и оперативную эксплуатацию объекта. Арендатор, специализирующийся в области недвижимости, обладает опытом и экспертизой, необходимыми для эффективного управления и поддержания свойств в наилучшем состоянии. Кроме того, связь с одним арендатором позволяет облегчить процесс коммуникации и упростить осуществление операций.
Собственник объекта может привлечь одновременно несколько специализированных компаний-консультантов, что значительно расширяет кругозор и обеспечивает доступ к передовым практикам и инновациям. Каждая компания, специализирующаяся в определенной сфере, обладает уникальными знаниями и навыками, которые могут быть оптимально использованы в разных аспектах эксплуатации недвижимого имущества. Это способствует повышению качества работы и увеличению эффективности деятельности в целом. Кроме того, привлечение нескольких компаний-консультантов предоставляет возможность грамотно распределить риски и уменьшить их влияние на процесс эксплуатации. Если одна из компаний сталкивается с различными проблемами или неспособна выполнить необходимые функции, другие компании могут вмешаться и обеспечить непрерывность работы объекта.
Оба пути имеют свои преимущества и могут быть успешно использованы для обеспечения оптимальной эксплуатации и развития объекта.
Наиболее часто собственники привлекают управляющую/эксплуатирующую компанию, когда строительство объекта уже идет или завершается. Принцип действия здесь тот же: чем раньше компания начнет работу на объекте, тем более эффективной будет последующая эксплуатация. Например, компания может рекомендовать оптимальные материалы для отделки или предусмотреть детали и оборудование, которые не были учтены на этапе проектирования, такие как специализированное сантехническое оборудование и помещения для слива и набора воды при уборке помещений.
Управляющая/эксплуатирующая компания может быть привлечена к уже функционирующему объекту. В этом случае ее основными задачами являются ежедневное обслуживание объекта: администрирование, обеспечение технической эксплуатации, уборка помещений и территории, а также обеспечение безопасности. После заключения договора между собственником и компанией организуется процесс приема-передачи, включающий установление сроков передачи, назначение ответственных лиц за сдачу и приемку объекта, формирование комиссий экспертов и уведомление всех заинтересованных сторон. Перед началом работ собственник передает управляющей компании техническую документацию по объекту.
В заключение хочется отметить, что в любом из описанных вариантов взаимодействия с управляющей/эксплуатирующей компанией, важно соблюдать все нормативные требования и законодательство РФ, чтобы обеспечить эффективное функционирование объекта после его приемки в эксплуатацию.
Особого понимания заслуживает технический паспорт объекта (далее – техпаспорт).
Техпаспорт здания составляется в форме, удобной для пользования собственником, эксплуатирующей компанией и арендаторами. Он, как правило, включает следующие данные, необходимые для эксплуатации объекта:
– Полная информация о недвижимости, включая ее тип, размеры и целевое назначение.
– История объекта, включая дату постройки и основные факты о его развитии и модернизации.
– Имена, должности и контактные данные всех людей, связанных с проектированием и строительством объекта.
– Информация о компаниях и подрядчиках, участвовавших в проекте.
– Подробное описание всех задач, необходимых для поддержания и обслуживания конструкций и оборудования на объекте.
– Уровни качества технического ухода и обслуживания, а также рабочие показатели всех систем.
– Полный перечень всех важнейших машин и помещений обслуживания на объекте, включая их точное расположение и количественные данные.
– Описание всех внутренних и наружных поверхностных конструкций, включая материалы, используемые для их создания и спецификации.
– Информация о внутреннем климате на объекте, включая температуру, влажность, уровень CO2 и другие соответствующие показатели.
– Уровни качества технического ухода и обслуживания для поддержания комфортных условий.
– Подробный график плановой эксплуатации важнейших конструкций и строительных деталей, установленных на этапе проекта.
– Ведение ежедневного журнала ремонта и отслеживание расхода материально-технических ресурсов, необходимых для ремонта и обслуживания объекта.
– Обновление данных в техническом паспорте при проведении капитального ремонта объекта, аналогично процедуре при строительстве нового объекта.
– Уведомление управляющего о действующих договорах с предприятиями коммунального хозяйства, а также с предприятиями, обслуживающими телефоны, радио, телевидение и охранную сигнализацию.
– Передача управляющему бухгалтерской и нормативно-правовой документации, а также действующих договоров аренды.
– Полная информация о здании, включая год постройки, группу капитальности, архитектурный облик, конструктивные схемы и характеристики.
– Регистрационный и строительный адрес, а также общая, арендная и полезная площадь.
– Описание свойств строительных конструкций и инженерного оборудования.
– Оценка состояния помещений общего пользования и уровня комфортности.
– Подробное описание состояния земельного участка, включая освещенность, общую и уборочную площадь, геологические и гидрогеологические особенности.
– Информация о местах хранения и сбора мусора.
– Оценка состояния коммуникаций и подъездных путей, а также использования знаковой информации.
– Оценка световой и акустической среды в помещениях.
– Организация охраны, правил техники безопасности и противопожарной безопасности, включая эвакуационные пути в здании и на дворовой территории.
Особое внимание представители эксплуатирующей компании, участвующие в приемке объекта, должны обратить на:
– надежность стыков элементов инженерного оборудования;
– наличие доступа к наиболее уязвимым участкам конструкций и оборудования для осмотра и производства ремонта;
– эффективность действия дренажных систем, внутридворовых водостоков, качество благоустройства территории;
– наличие исполнительной документации.
Обращается внимание на возможное наличие внешних инженерных сетей на участке застройки, от которых здания и сооружения должны быть удалены на определенное расстояние:
– Для водопровода и напорной канализации – не менее 9 метров.
– Для самотечной канализации и дренажа – не менее 3 метров.
– Для газопроводов низкого давления – не менее 2 метров.
– Для газопроводов высокого давления – от 7 до 10 метров.
– Для силовых кабелей всех напряжений – не менее 0,6 метров.
Особое внимание представители эксплуатирующей компании, участвующие в приемке объекта, должны обратить на:
– надежность стыков элементов инженерного оборудования;
– наличие доступа к наиболее уязвимым участкам конструкций и оборудования для осмотра и производства ремонта;
– эффективность действия дренажных систем, внутридворовых водостоков, качество благоустройства территории;
– наличие исполнительной документации.
Обращается внимание на возможное наличие внешних инженерных сетей на участке застройки, от которых здания и сооружения должны быть удалены на определенное расстояние:
– Для водопровода и напорной канализации – не менее 9 метров.
– Для самотечной канализации и дренажа – не менее 3 метров.
– Для газопроводов низкого давления – не менее 2 метров.
– Для газопроводов высокого давления – от 7 до 10 метров.
– Для силовых кабелей всех напряжений – не менее 0,6 метров.
При проведении технического освидетельствования объекта осматриваются подземные и надземные конструкции здания. Также осуществляется инвентаризация помещений и оборудования, заполняются инвентаризационные и дефектные ведомости, в которых указываются характеристики неисправностей.
Инвентаризационная ведомость содержит информацию о технических характеристиках помещений, а также о фактическом использовании и пользователях. Отдельно составляется ведомость по смежному земельному участку для точной информации и отражает основные характеристики данной территории. В ней указывается площадь участка, а также его уборочная площадь, что является неотъемлемой частью приведения участка в порядок и поддержания его эстетического вида. Дополнительно в ведомости приводится информация об имеющихся улучшениях, которые являются неотъемлемой частью комфортного и функционального использования участка.
Особое внимание уделяется состоянию зеленых насаждений, так как они играют важную роль в формировании общего визуального облика участка и его окружения. В ведомости содержатся данные о состоянии зеленых насаждений, их виде, общем количестве и оценке их текущего состояния. Все эти сведения позволяют осуществлять контроль и поддерживать оптимальные условия использования прилегающего земельного участка.
Дефектная ведомость по сантехническому и электротехническому оборудованию содержит перечень оборудования, его нормативное и фактическое количество, а также место установки.
По итогам работы составляется предварительное заключение с оценкой физического износа элементов конструкций и всего здания в целом. Оценка состояния здания основывается на проценте физического износа и классифицируется по пяти группам.
– хорошее состояние: Dph = 0-20%;
– удовлетворительное состояние: Dph = 21-40%;
– неудовлетворительное состояние: Dph =41-60%;
– ветхое состояние: Dph = 61-80%;
– негодное состояние: Dph >80 %.
В заключении относительно технического состояния объекта приводятся все аргументы, объясняющие дефекты конструкций, а также предложения по более детальному исследованию состояния грунта, конструкций и всего сооружения, дополнительному изучению оценочных параметров объекта и предварительным рекомендациям по усилению конструкций, методам ремонта и другим мерам для устранения неполадок.
Заключение относительно финансового потенциала и положения объекта основывается на анализе финансовой отчетности и беседах с представителями заказчика.
В анализе должны быть учтены за последние три года доходы от аренды, прочие доходы, операционные расходы, а также сумма налога на имущество, страховые взносы, плата за землю или земельный налог, размер коммунальных платежей. Также должны быть предоставлены данные о восстановительной стоимости (балансовой стоимости) основных фондов и рыночной стоимости объекта (если имеется оценка), а также приведены ставки амортизационных отчислений.
В анализе должна быть характеристика арендаторов, определение условий и сроков аренды;
– планируемый бюджет на капитальные вложения;
– кредитные обязательства: первоначальная сумма кредита, условия и сроки погашения, текущий остаток.
При приемке и передаче объекта также анализируется состояние текущего управления объектом, включая:
– реализацию ранее примененных элементов стратегии управления;
– процедуры взаимодействия с собственником, арендаторами (пользователями) и персоналом;
– штатное расписание, должностные инструкции и оценка эффективности управления персоналом, задействованным в поддержании здания.
В случае строительства нового объекта приемочная комиссия проверяет соответствие параметров объекта требованиям проектной, нормативной и градостроительной
документации, о чем подписывается соответствующий акт. В этом случае после подписания акта приема-передачи объекта собственник или эксплуатирующая компания:
– получает разрешение органов Государственного архитектурно-строительного надзора на ввод объекта в эксплуатацию;
– регистрирует объект в органах архитектуры для включения в реестр построенных объектов на территории данного района (города);
– представляет в органы государственной статистики отчет о вводе в действие объекта, основных фондов и об использовании капитальных вложений;
– получает в органах технической инвентаризации технический паспорт объекта;
– регистрирует права на объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделки с ним.
После подписания акта приема-передачи нового объекта эксплуатирующая компания проводит послестроительную уборку и обеспечивает заезд всех арендаторов. Все технические вопросы на этом этапе решает эксплуатирующая компания. Монтаж телекоммуникационных сетей, освещение, теплоснабжение, т.е. все необходимое для удовлетворения нужд арендаторов и обеспечения их жизнедеятельности на объекте.
Сервис-план эксплуатационной компании отражает те услуги, которые она предлагает собственнику. Исходя из этого плана, составляется проект эксплуатации. Проект включает в себя ряд документов, перечисленных ниже.
г. Москва, 18000 кв.м.
г. Воронеж, 60000 кв.м. (см. в кейсе по управлению коммерческой недвижимостью)
Московский Завод Кристалл г. Москва, 90000 кв.м. В кейсе двукратное повышение арендного потока
(см. в кейсе по управлению коммерческой недвижимостью)
Используйте форму ниже, чтобы связаться с нами!
Напишите нам в WhatsApp